Флоральдина
К.Г. Юнг "Душа и миф. Шесть архетипов". Цитаты.

Однажды с невыского холма на восточноафриканской равнине Ати я наблюдал за громадным стадом диких животных, пасущихся в беззвучной тиши, как это бывало с незапамятных времен, и только легкий ветер первобытного мира касался их. Тогда я почувствовал себя первым человеком, первым творением, созданным для того, чтобы знать, что всё это существует. Весь мир вокруг меня находился ещё в первобытном состоянии, он не знал, что он есть. И как только я осознал это, мир начал существовать; не будь того момента, этого бы никогда не случилось. Природа в ее целом ищет эту цель и находит ее осуществлённой в человеке, но только в высоко развитом и полностью сознательном человеке. И так обогащает мир каждое, даже самое малое продвижение вперёд по этому пути осознавания.

Я далек от того, чтобы преуменьшать божественный дар разума, эту наивысшую способность человека. Но в роли абсолютного тирана он лишён смысла - так же, как свет в мире, в котором не существует темноты. Рациональный разум служит противовесом иррациональному, а то, что планируется и становится целью, - тому, что существует.

Ничто не может существовать без своей противоположности: двое были одним в начале и вновь будут одним в конце. Сознание может существовать только через постоянное признание бессознательного, подобному тому, как всё то, что живёт, должно пройти через множество смертей.

Раздуть конфликт - это люциферова добродетель в точном значении слова. Конфликт порождает огонь, огонь аффектов и эмоций, и как всякий другой огонь, этот имеет две стороны: он сжигает и одновременно даёт свет. Эмоция, с одной стороны, является алхимическим огнём, чье тепло приводит все к существованию и ее жар превращает всякую избыточность в пепел. Но, с другой стороны, эмоции - это миг, когда сталь сталкивается с кремнием, благодаря чему высекается искра, ибо эмоции - это основной источник сознания. Без эмоций нет движения от тьмы к свету или от инерции к движению.

Наконец, следовало бы отметить, что большая женская тайна заключается в пустоте. Это что-то абсолютно чуждое мужчине; бездна, неизмеримые глубины, сильное желание. Эта пустота вызывает жалость в его сердце (здесь я говорю как мужчина), и невольно возникает искушение сказать, что в этом-то и заключается вся "таинственность" женщины. Такая женщина - сама судьба. Мужчина может сказать, что ему в ней нравится, он может быть за или против или и то, и другое одновременно, но, в конце концов, он падает с чувством бессмысленного счастья в эту бездну, а если нет, то он упускает свой единственный шанс стать мужчиной.

Как мы знаем, реальное преодоление комплекса возможно только через полное его изживание. Другими словами, для того, чтобы двигаться дальше, мы должны испить чашу до дна, не отводя взор от того, что вследствие наших комплексов мы старались не замечать.

Совершенно невозможно понять, как "опыт" в самом широком смысле или, коли на то пошло, как нечто психическое может происходить исключительно из внешнего мира. Душа - это часть сокровенной тайны жизни и, как всякий организм, она обладает своей особенной структурой и формой. И вопрос о "происхождении" этой психической структуры и её элементов, т.е. архетипов, как таковой является метафизическим и поэтому не может получить ответа. Структура - это что-то данное, предпосылка, которую в каждом случае мы находим, как уже присутствующую. Это мать, матрица, то есть форма, в которую вливается весь опыт. С другой стороны, отец представляет собой динамизм архетипа, так как последний состоит как из формы, так и из энергии.

В группе у человека может появиться смелость, выдержка, чувство собственного достоинства, которые легко могут исчезнуть в изоляции. Группа может пробудить в нём воспоминания, в которых он чувствует себя человеком среди людей. Но не исключается также добавление чего-либо ещё, чем человек сам по себе не обладал. Такие незаслуженные подарки могут придавать особое настроение моменту, что подарок этот станет потерей, так как человеческая природа имеет плохую привычку принимать подарки как сами собой разумеющиеся. В нужде мы требуем их как своё право, вместо того, чтобы сделать усилие и добыть их самим. К сожалению, это сплошь и рядом проявляется в склонности требовать всё от государства, не учитывая при этом, что государство состоит из таких же самых людей, предъявляющих требования. Логическое развитие этой тенденции ведёт к коммунизму, где каждый человек порабощает общество, а последнее представляется диктатором и рабовладельцем. Все первобытные племена, характеризовавшиеся коммунистическим строем, также имели над собой вождя, пользовавшегося неограниченной властью. Коммунистическое государство является не чем иным, как абсолютной монархией, в которой нет подданных, а есть только рабы.

А в элевсинский эпитафии читаем: "Благие боги открыли поистине величайшую тайну - смерть приходит к людям не как проклятие, но как благо".

Будучи спонтанным и наивным продуктом души, сказка наилучшим образом выражает, что же есть душа в действительности.

Между числами "три" и "четыре" существует первичная оппозция мужского и женского, но при этом четверичность является символом целостности, а троичность таковой не является. Последняя, в соответствии с алхимией, обозначает полярность, ибо одна триада всегда предполагает наличие другой: высокое предполагает низкое, свет - тьму, добро - зло. Выражаясь в энергетических терминах, полярность обозначает потенциал; а там, где есть потенциал, существует и возможность целого потока событий, так как противоположности стремятся к сбалансированности.

Человеческое чувство пропорции, его рациональное представление о большом и малом очень антропоморфно, оно теряет свою значимость не только в сфере физических явлений, но и в тех частях коллективного бессознательного, которые находятся за пределами специфически человеческого. Атман "меньше малого и больше большого", он ростом "с пальчик", но "покрывает мир на высоте двух ладоней". О кабирах Гете говорит "малы, да удалы". Так же и архетип мудрого старика очень мал, почти незаметен, однако он обладает роковой силой, и это можно увидеть при основательном исследовании этих вещей. Это общая особенность для архтипов и для атомного мира, как явствует из следующего: чем глубже исследователь погружается во вселенную метафизики, тем более опустошительными становятся сокрытые там взрывные силы.

Когда жизнь человека достигает апогея, когда бутон раскрывается и из меньшего появляется большее, тогда, как сказал Ницше "Один стновится Двумя", и великая личность, которой человек всегда был, но которая оставалась невидимой, является меньшей личности с силой откровения. И тот, кто действительно безнадёжно мал, будет всегда доводить это откровение той (большей) - до уровня своей ограниченности. И никогда не поймёт, что настал день задуматься над своей незначительностью. Но внутренне богатый человек знает, что давно ожидаемый им друг его души - бессмертный друг - уже действительно пришёл, чтобы "пленить плен", т.е. овладеть тем, кто всегда ограничивал и держал его взаперти, как узника, для того, чтобы дать его жизни возможность влиться в эту возвышенную жизнь - момент чрезвычайно рискованный!

По моему мнению, душа является самым потрясающим фактом человеческой жизни, воистину, она мать всех человеческих фактов, мать цивилизации и её разрушительности - войны. Все это поначалу является психическим и незримым. Поскольку это "только" психическое, его нельзя проверить органами чувств, однако неоспоримо, что оно существует реально. Тот простой факт, что люди говорят о ворождении, и вообще, что такое понятие существует, означает, что обозначаемый им комплекс психического опыта должен существовать на самом деле. Каким является этот опыт, мы можем заключить только из высказываний о нём.

Если нами овладевает некая пришедшая извне великая идея, мы должны понимать, что она овладевает нами только потому, что нечто в нас самих соответствует ей и идёт ей навстречу. Богатство сознания состоит в ментальной восприимчивости, а не в накоплении приобретений. Всё, что приходит к нам извне и даже всё, что берёт начало изнутри, может стать нашем собственным только тогда, когда мы одарены внутренней полнотой, адекватной поступающему содержанию. Действительный рост личности означает осознание развития, начало которого кроется во внутренних причинах. Без психической глубины мы никогда не сможем адекватно разобраться в важности нашего предмета. Поэтому совершенно верно было сказано, что человек растёт вместе с величием своих задач. Но он должен иметь способность к росту и внутри себя. В противном случае, даже самое сложное задание не принесёт ему пользы. Скорее, он просто будет раздавлен им.