Пристанищ не искать, не приживаться,
Ступенька за ступенькой, без печали.
Шагать вперёд, идти от дали к дали,
Всё шире быть, всё выше подниматься.
(с) Г. Гессе

URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
12:18 

19:38 

"Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни все что угодно. В любое время, мгновенно..."

17:12 

Источник света неиссякаем; бесконечность невозможно забрать. (с)

16:54 

Пока звезда не упала на него, Гильгамеш думал, что он великий человек. Он был царём, он был героем, он был крепостью своего народа. Но теперь он видит, что этого мало. То, чему поклоняются люди - это звёздный камень, нечто великое в нём и не заключающееся только в мощи его коллективной роли. Во сне люди целуют ноги звезды, а не ноги Гильгамеша. Они падают ниц перед звездой, что выявляет её истинное величие. Таким образом, во сне есть также нечто поучительное для Гильгамеша: «Не принимай все почести и все комплименты, что люди преподносят тебе. Они поклоняются звезде в тебе. Это твоя обязанность - стать уникальной личностью. То, чему они поклоняются в тебе, - не ты. И это тяжкий груз». И с этих пор, согласно эпосу, Гильгамеш становится слугой своей уникальности, своей героической задачи, которая заключается в поиске бессмертия."

 

~*~*~*~*~*~*~

 

Обычно символизирующие смерть фигуры (смерть, дьявол, Яма, Иисус, Аид, Хель и т.д.) представляют собой не что иное как тёмную сторону бога. На самом деле, именно бог посылает человеку смерть, и чем меньше человек знаком с этой тёмной стороной бога, тем более негативный опыт он при этом переживёт. Но в религиях жизнь и смерть обычно являются частью одной и той же божественной тайны, разгадка которой выходит за пределы человеческого существования.

 

(c) Мария-Луиза фон Франц


23:42 

А. Лэнгле, цитаты

16:09 

Зачем нужен психолог, если есть друзья?

Человек обращается к психологу тогда, когда не находит в себе внутренних сил для того, чтобы справиться с той или иной тягостной ситуацией. В такие моменты человеку кажется, будто бы его внутренний стержень надломлен, внутренние часы остановились, а бесконечные попытки что-либо изменить не приводят ни к каким ощутимым результатам. В случае кризиса, в случае возникновения того или иного симптома, в случае столкновения с проблемой, которую мы не можем разрешить, мы нуждаемся в сочувствии, поддержке и надежде на то, что выход из замкнутого круга возможен. Грамотнее всего получить эту помощь у специально обученного человека, который знает, как устроена Ваша психика и по каким законам, в каком ритме она функционирует.

Безусловно, друзья и близкие поддерживают нас в трудные моменты жизни, но, во-первых, зачастую, сильная эмоциональная вовлечённость близких людей в то, что с Вами происходит, мешает им увидеть происходящее под другим углом и найти совершенно иное, новое и выводящее из замкнутого круга решение проблемы. Если люди, к которым Вы обращаетесь за помощью, состоят с Вами в близких отношениях, они неизбежно принимают на себя Вашу эмоциональную заряженность происходящим, что может искажать не только Ваше, но и их видение ситуации. В отличие от них, получивший специальное образование психолог сохраняет в контакте с Вами свою профессиональную позицию, сопереживая Вам, но не сливаясь с Вами и с Вашими проблемами, благодаря чему он получает возможность видеть Вас и ту ситуацию, в которую Вы вовлечены, совершенно под иным углом зрения и передавать Вам это совершенно отличное от Вашего видение, расширяя горизонты Вашего восприятия.

Во-вторых, зачастую Ваши друзья и близкие вовлечены в собственные проблемы, что может мешать им оказывать Вам полноценную помощь, т.к. их видение Вас и того, что с Вами происходит, преломляется сквозь призму их личных проблем, из-за чего их советы могут далеко не соответствовать потребностям Вашей души. Профессионально же обученный специалист в своей работе позволяет Вам достичь иного понимания себя и своей проблемы, опираясь исключительно на Ваши потребности и на то, как устроен Ваш уникальный внутренний мир. Психолог не даёт готовых директивных советов, но он помогает человеку лучше понять себя и помогает ему прийти к наиболее оптимальному и порой уникальному, верному только для него решению проблемы.

В-третьих, обращаясь за помощью к близким Вам людям постоянно, Вы неизбежно утомляете их. Ваши близкие могут поддержать Вас один или два раза, но они не могут поддерживать Вас постоянно, т.к. они заняты своей собственной жизнью. В отличие от них, психолог избирает себе профессию, которая и заключается в том, чтобы уделять своё рабочее время обратившемуся к нему человеку. В рамках психотерапевтического пространства Вы обретаете возможность посвятить оговоренное заранее с психологом время исключительно Вам и Вашим проблемам. Для психолога это время посвящается избранной им самим работе, для Вас оно даёт возможность лучше понять себя и разрешить свои проблемы. В отличие от неформальной поддержки друга, которая может длиться лишь до тех пор, пока друг способен и согласен поддерживать Вас, в психотерапевтическом пространстве Вы получаете целый час времени в неделю, уделённый исключительно Вам.

В-четвёртых, зачастую слова, сказанные нам нашими близкими, не воспринимаются нами всерьёз. Мы хорошо знаем этих людей и вовлечены с ними в глубокие, эмоционально окрашенные личные отношения, из-за чего построение терапевтических отношений с ними просто невозможно. Терапевтические отношения на фоне дружбы или любви неизбежно будут искажены уже сложившимся близким контактом. Для терапевтических отношений необходима особая атмосфера с чётко очерченными пространственно-временными границами, которые в психотерапевтической среде принято называть "сеттингом". Психотерапевт создаёт для Вас пространство, в котором Вы получаете возможность посвящать время исключительно себе и работать над собой в безопасной атмосфере, дающей Вам возможность быть выслушанными, понятыми и отражёнными другим человеком в моменте "здесь и сейчас", в уникальном контакте, одной активной стороной которого является специально обученный и профессионально подготовленный человек, оказывающий психологическую помощь, а другой - Вы, как человек, активно стремящийся к тому, чтобы найти в себе ресурс и внутреннюю опору для работы над собой.

Ссылка на статью: psykonsultacii.ru/psikhologicheskie_uslugi/otli...


URL
14:29 

Как пережить расставание

Каждый из нас когда-либо переживал потерю кого-то близкого. Одни потери переживаются легко, другие же надолго оставляют за собой болезненно затягивающиеся душевные раны. В большинстве случаев тяжёлое переживание расставаний связано с отягощёнными отношениями и не разрешёнными в них конфликтами. Нам намного легче выходить из тех отношений, атмосфера которых была лёгкой, благополучной и не связанной с серьёзными душевными травмами, потому как в таких отношениях менее всего разрушаются границы нашей целостности. Когда же границы нашей личности нарушены, и мы расстаёмся с противоречивыми чувствами бессильной ярости, обиды, вины и отчаянной злости, мы неизбежно впадаем в длительное и непереносимо тягостное переживание разрыва.

Для того чтобы справиться с болью расставания, во-первых, необходимо помнить о том, что не стоит бежать от своих переживаний или пытаться подавить их. Сдерживая слёзы, отрицая потерю, вовлекаясь в чрезмерную активность, мы только усугубляем ситуацию. Отсутствие полноценного проживания потери и возможности побыть в этом состоянии, чтобы переосмыслить прошлое, приводит к тому, что наша боль проваливается слишком глубоко, консервируется и начинает изнутри разъедать нашу душу. Мы становимся менее чувствительными, менее спонтанными, т.к. вся наша энергия уходит на то, чтобы не дать боли прорваться наружу. Итак, переживая расставание, во-первых, вы должны обеспечить себе пространство и время для того, чтобы прожить и исчерпать его до конца.

Во-вторых, вам необходимо не только не бежать от себя и своих чувств, но и выражать их, выплёскивать вовне, не оставляя ни капли от переживаемой вами боли. Выговаривайтесь, занимайтесь творчеством, пишите, рисуйте, погружайтесь в эти переживания, выплёскивайте эту энергию. Не стоит давить и оставлять боль внутри, ведь, подавляя, вы не преодолеете, а лишь заморозите её. И рано или поздно вам придётся столкнуться с ней вновь, но чем позднее, тем тяжелее для вас будет это столкновение.

В-третьих, следует помнить о том, что любой серьёзный кризис даётся нам не просто так, а для того, чтобы мы смогли переосмыслить свою жизнь и вынести из этого ценный опыт. Китайский иероглиф, обозначающий кризис, содержит в себе смысл не только опасности, но и возможности. Опасность здесь связана с тем, что вы можете потеряться и утонуть в своём страдании, а возможность - в том, чтобы очиститься и обновиться через него, переосмыслить свои ошибки и пойти дальше, уже обладая большей зрелостью и большим опытом для того, чтобы не наступать на те же грабли повторно.

В-четвёртых, переживая расставание, желательно внести в свою жизнь приятные вам изменения. Если вы давно хотели чем-то заняться или что-либо изменить, но не решались, время кризиса самое благоприятное для этого, т.к. в это время ваша жизнь кардинально меняется, и вы получаете возможность внести в неё потоки новой энергии, которая затем подхватит вас и понесёт в нужном для вас направлении. Не закрывайтесь от новых возможностей и новых начинаний даже в мелочах. Впустите их в свою жизнь, чтобы она обновилась. Даже такие несложные действия, как смена причёски, обновление гардероба или решение научиться чему-то новому, смогут отвлечь вас от негатива и дать вам возможность постепенно начать выходить из кризиса.

В-пятых, вам необходимо дать себе время и набраться терпения. Для того, чтобы полностью отпустить потерю, вашей психике потребуется время. У кого-то это проходит быстрее, у кого-то – медленнее, здесь всё очень индивидуально. Первое время кризис утраты переживается остро и болезненно, а после того, как закончился самый тяжелый этап, следуют остаточные и постепенно угасающие явления тоски, грусти и переосмысления прежнего опыта. Вполне нормально переживать утрату значимых для вас отношений в течение нескольких месяцев или даже года. Важно не оставить от них ни капли, прожить их полностью, и тогда в итоге вы получите сухой остаток опыта, в котором больше не будет печали.

Если же вы переживаете расставание больше года, и вам всё ещё невыносимо плохо, это серьёзный сигнал тревоги, т.к. это означает, что расставание было для вас крайне тяжёлым ударом и надолго выбило вас из строя. В этом случае желательно обратиться за помощью к психологу, который сможет помочь вам преодолеть боль, извлечь из прошлого ценный опыт и открыться новой жизни с её бесчисленно многоплановыми возможностями.

Ccылка на статью: psykonsultacii.ru/moi_stati_i_publikacii/psikho...


URL
08:03 

15:55 

Архетипы лежат не только в основе религиозных и мифологических концепций человечества, которые одинаковы во всём мире, и не просто являются основными категориями человеческого воображения; они также лежат в основе науки и её интеллектуальных предпосылок. С. Самбурский в своей выдающейся книге "Образы физического мира в Античности" показывает в деталях, что все базовые теории современной западной физики происходят из интуитивных прозрений и символических образов, открывшихся греческим натурфилософам. Именно здесь возникла идея единой первоматерии, из которой произошёл весь видимый космос, так же как и идея сохранения этой первичной материи, другими словами, теория универсальной энергии. В качестве примера, мы можем указать на идею огненной пневмы у стоиков и идею огненного логоса в философии Гераклита. Здесь также мы находим идею возможности изменения материи, способной трансформироваться из одного вещества в другое (например, у Аристотеля), и теорию конечного и бесконечного, встречающуюся уже в парадоксах Зенона. В стоической идее пневмы мы можем увидеть основу для современных представлений о силовых полях или стационарных волнах. Как нам известно, стоики думали, что весь мир существует на своего рода энергетической напряжённости или волне, которая, тем не менее, сама по себе является неподвижной.

Кроме того, здесь мы можем найти корни принципа неопределённости, обозначенные в философии греческого атомиста Левкиппа, полагавшего, что атомы обладают некоторой свободой воли. Особый интерес представляют пространственно-временные теории, поскольку все они происходят от архетипических образов вездесущности божества или вездесущности божественной пневмы. Имплицитно, эта идея присутствовала уже в философии Платона, получив впоследствии явное выражение в трудах Плотина, сформулировавшего её следующим образом: "Бог является интеллигибельной сферой, чей центр находится повсюду, а окружность - нигде". Здесь мы также видим современную концепцию вездесущей точки. Ещё одна современная идея, которая сейчас приобретает всё большее значение, возможно, одна из фундаментальных философских моделей современных физиков, - это идея математической структуры. Она была предвосхищена ещё пифагорейцами, которые рассматривали натуральные числа и определённые отношения между натуральными числами как фактические константы в природе. Более 95% идей, составляющих основные темы современной естественной науки (исключений я не нашла, но предположила 95% из осторожности), являются, так или иначе, образами божественного. Именно поэтому их защищают с таким пылом.

( Мария-Луиза фон Франц "Материя и Психэ" )

URL
22:44 

Мифы о психотерапии

В связи с тем, что психотерапевтическая культура только начинает приживаться в российской среде, у людей, не имеющих специализированной профессиональной психологической подготовки, часто возникает множество мифов о психотерапии. Далее я подробно остановлюсь на наиболее распространённых из этих мифов.

Миф 1. Сильному и здоровому человеку психотерапия не нужна, потому что он всегда может самостоятельно справиться со своими проблемами. Такой миф подразумевает, что к психологу обращаются только слабые и больные люди.

Реальность: необходимость в психологической помощи может возникнуть даже у самых сильных и здоровых людей, поскольку кризисные периоды жизни неизбежны. Можно справиться с ними самостоятельно, но гораздо продуктивнее будет обратиться за помощью квалифицированного психолога, который специально обучался тому, как выводить людей из ситуаций стресса и кризиса. На самостоятельное преодоление проблем может уйти куда больше времени, сил и нервов, чем при обращении к специалисту. Обращение к психологу за помощью свидетельствует не о слабости, а о внутренней решимости человека расти, повышать уровень своей осознанности и зрелости.

Миф 2. Психолог может научить своего клиента жить и даёт в процессе своей работы готовые советы.

Реальность: Несмотря на распространённость такого ожидания, психолог не имеет права давать клиенту готовые советы в терапии. Вместо этого он исследует пространство внутреннего мира клиента и помогает ему отыскать наиболее продуктивные возможности решения проблем в себе самом. Почему же психологи не дают советов? Во-первых, советы инфантилизируют личность клиента, ставят её в зависимое положение и препятствуют основной цели работы (достижению клиентом внутренней зрелости), а во-вторых, только сам клиент в глубине души знает, что ему лучше делать и как жить. Психолог не имеет никакого права навязывать клиенту своё мировоззрение. Цель психологической работы – помочь клиенту максимально раскрыться в процессе психотерапии, разобраться в себе и достичь согласия с собой, благодаря чему он сможет опираться в принятии решений на свой внутренний центр. Если бы психотерапевт давал клиенту готовые и шаблонные решения, вся суть психологической работы автоматически сводилась бы на нет, т.к. готовых и абсолютно верных для всех решений не существует. К тому же, любой человек всегда бессознательно сопротивляется навязанному ему извне мнению, несмотря на то, что иногда и хотел бы переложить на кого-то ответственность за свои выборы и свою жизнь.

Миф 3. Для решения проблемы достаточно одного-двух сеансов. В связи с нарастающей распространённостью краткосрочной терапии этот миф обретает особую популярность.

Реальность: безусловно, в некоторых случаях краткосрочная терапия возможна. Однако, во-первых, даже краткосрочная психотерапия подразумевает, по крайней мере, несколько месяцев работы. Во-вторых, достигаемые краткосрочной терапией результаты обычно не являются стойкими и длительными, поскольку за короткие сроки возможно лишь изменить некоторые особенности поведения клиента, но не глубинные процессы его бессознательного. Глубинные и стойкие изменения подразумевают именно длительную работу в течение нескольких лет, поскольку в терапию клиент приходит с теми проблемами и защитами, которые формировались годами.

Миф 4. Каждый сеанс терапии должен приносить облегчение и позитивные эмоции.

Реальность: психотерапия – это процесс, направленный на осознание и изменения. А осознание и изменения всегда сопровождаются болью и дискомфортом. Без того, чтобы соприкоснуться с болезненными переживаниями, в большинстве случаев просто невозможно двигаться дальше. Человек приходит в терапию, чтобы разобраться с тем, что его не устраивает, посмотреть на свои проблемы под другим углом и разрешить их или же начать относиться к ним по-другому. Соответственно, он изначально приходит в терапию с некой внутренней болью и дискомфортом. Чтобы измениться, клиенту часто бывает необходимо сначала опуститься на самое дно тяжёлых и трансформирующих переживаний, после чего он получает возможность оттолкнуться от этого дна и начать строить свою жизнь иначе.

Миф 5. Чтобы обрести желаемый результат терапии, не обязательно что-то делать и меняться. Психолог сделает всё сам. Как и миф №2, данный миф скрывает за собой стремление человека сбежать от ответственности, переложив её на чужие плечи.

Реальность: в процессе психотерапии идёт серьёзная совместная работа психолога и клиента. Психолог обеспечивает клиенту атмосферу безопасного и подлинного контакта, сопереживания и приятия. Он может давать клиенту интерпретации происходящего, наводить его на осознание своих внутренних процессов специальными вопросами, оказывать клиенту поддержку в трудных ситуациях. Однако немалая часть работы лежит и на самом клиенте. Психотерапия требует от клиента внутренней дисциплины и мотивации, желания погружаться в свой внутренний мир и работать над собой. Без усилий клиента никакая даже самая дорогостоящая терапия не сможет ему помочь.

Миф 6. Психологическая помощь может оказываться где угодно, когда угодно и кому угодно. Многие люди считают обычным делом обратиться к психологу за помощью в коридоре или даже в формате короткого он-лайн общения в социальных сетях. Таким образом, они надеются быстро получить несколько магических целительных советов, благодаря которым им станет намного легче жить.

Реальность: серьёзная психологическая работа не может проводиться в рамках короткого он-лайн или коридорного общения, поскольку она требует организации особого терапевтического пространства. Это пространство само по себе обладает целительным воздействием, и если исключить его из терапии, сам процесс терапии будет утрачен. Кроме того, психологическая помощь подходит не каждому. Если клиент совершенно не замотивирован на изменения или находится в состоянии сильно изменённого сознания (опьянение, психозы и т.д.), психологическая работа с ним невозможна, поскольку он просто не сможет включиться в полноценный диалог с психологом, который является основой работы.

Миф 7. Психотерапевт является сверхъестественной фигурой, которая видит своих клиентов насквозь и решает их проблемы каким-то неведомым, чудесным или магическим образом.

Реальность: психотерапевт является таким же человеком, как и Вы. Ничего сверхъестественного, чудесного и магического в нём нет. От Вас он отличается исключительно своим образованием и профессиональными навыками. В своей работе он использует достаточно простые и доступные для понимания методы работы. При желании клиента он может рассказать ему, что происходит в терапии и почему. Никакой магии в психологических методах нет. Есть проверенные и эффективные, научно признанные методы работы, направленные на достижение конкретных результатов.

Миф 8. Психотерапия должна быть бесплатной.

Реальность: бесплатное проведение психотерапевтических сессий крайне вредно для обеих сторон взаимодействия и разрушает психотерапевтический процесс в его основе. Во-первых, это происходит в связи с тем, что к бесплатной помощи люди не склонны относиться серьёзно, из-за чего им становится трудно дисциплинировать себя, а впоследствии они начинают обесценивать происходящее на психотерапевтических сессиях. Во-вторых, бессознательно клиент в любом случае будет чувствовать себя неловко и испытывать вину за бесплатную работу терапевта (т.к. терапевт тратит на него силы, время и деньги за аренду помещения, не получая ничего взамен). Терапевт же при бесплатной работе будет постоянно чувствовать себя использованным, что также может негативно сказаться на качестве работы. В результате такой бесплатной работы формируются крайне деструктивные отношения между психологом и клиентом, которые не могут привести ни к каким позитивным результатам. В-третьих, работа психолога подразумевает постоянное самообразование и посещение специализированных профессиональных мероприятий, направленных на улучшение качества работы. Самообразование психолога и аренда используемого для проведения сеансов помещения требуют денег. Таким образом, оплата терапии покрывает расходы, неизбежно затрачиваемые на неё психологом. В-четвёртых, оказание психологических услуг представляет собой серьёзный и тяжёлый труд, который должен оплачиваться, как и любой другой.

Ссылка на статью: psykonsultacii.ru/psikhologicheskie_uslugi/mify...


URL
13:47 

Что такое психотерапия?

Психотерапевтический процесс – это, прежде всего, процесс трансформации, изменений. Человек приходит в терапию тогда, когда чувствует, что в его жизни или в его душе что-то идёт не так, и он нуждается в том, чтобы измениться. Приходя к психологу, человек надеется понять о себе нечто такое, что помогло бы ему научиться решать свои проблемы более продуктивно и стать счастливее.

Путь к счастью – процесс долгий и трудный. Для глубоких и стойких личностных изменений необходимы месяцы и годы кропотливой совместной работы психолога и клиента. Это тернистый и болезненный процесс осознания, для переживания которого психотерапевт создаёт клиенту безопасную и благоприятную атмосферу, своего рода контейнер, сосуд трансформации. В атмосфере такого контакта человек получает возможность осмыслять и выражать загнанные в самые тёмные уголки его души переживания, сталкивается со своей ответственностью за то, что с ним происходит, и с осознанием того, как он может изменить своё поведение, чтобы перестать попадать в тягостные для него ситуации.

В психотерапевтическом процессе человек постоянно получает обратную связь, которая позволяет ему лучше узнать себя и посмотреть на себя со стороны. Контакт психолога и клиента – своего рода модель близких отношений, которые клиент выстраивает в терапии теми же способами, которыми он пользуется в жизни. По мере того, как между клиентом и психологом устанавливается доверие и происходит развитие терапевтических отношений, в них начинают проявляться те деструктивные механизмы и сценарии взаимодействия, которые мешают клиенту строить полноценные и продуктивные отношения в жизни. В отличие от вовлекаемых в деструктивные жизненные сценарии людей, психолог сохраняет отстранённую профессиональную позицию, позволяющую ему честно и тактично обращать внимание на те защиты, границы и рамки, которые мешают его клиенту быть счастливым.

Благодаря осознанию неэффективных способов взаимодействия с собой и окружающими людьми, клиент получает возможность начать меняться. Внутренние изменения его психики неизбежно влекут за собой изменения в жизни. Осознание приводит к растворению старых защит, проблем и комплексов и открытию в себе новых возможностей, нового потенциала и новых способов взаимодействия с реальностью.

В психотерапии клиент получает возможность столкнуться с самим собой и увидеть себя так, как видят его другие. Благодаря осознанию он постепенно выходит на новый уровень восприятия себя и жизни, где старые проблемы теряют свою актуальность и открываются широкие перспективы личностного роста и развития.

Ссылка на статью: psykonsultacii.ru/moi_stati_i_publikacii/psikho...


11:17 

Ролло Мэй "Сила и невинность", цитаты

Насилие происходит от бессилия, это взрыв бессилия.

Насилие и общение исключают друг друга. Проще говоря, с тем, кто является нашим врагом, говорить невозможно, но если вы все же способны общаться с ним, он перестаёт быть врагом.

Когда связь между людьми нарушается - то есть, когда разрушаются возможности общения - возникает агрессия и насилие.

В нашем утопическом стремлении очистить человеческое поведение от проявлений власти и агрессии, мы рискуем принести в жертву самоутверждение, самоуверенность и даже волю к жизни.

Чем ниже у человека уровень образования и статус, тем более он склонен реагировать непосредственно, чем выше этот уровень, тем более он склонен отложить реакцию до тех пор, пока у него не будет возможности обдумать и оценить перспективы борьбы или бегства. Способность отложить ответ есть дар - или груз - цивилизации: мы ожидаем, пока событие проникнет в сознание, и затем решаем, как лучше ответить. Это порождает культуру, но одновременно даёт нам невроз. Невротик может провести всю жизнь, пытаясь довершить с новыми знакомыми старые битвы, не нашедшие разрешения в его детстве.

При недостатке самоуважения и уверенности в себе очень трудно добиться того, чтобы остались силы и на других: у человека должно быть что-то, прежде чем он сможет давать что-либо другим.

Огромным благом для человека является понимание того, что у него, как и у всех других людей, есть негативная сторона, что демоническое начало вносит вклад в потенциал и добра, и зла, и что он не может ни отречься от него, ни жить без него. Столь же благотворным является и понимание того, что большая часть его достижений связана именно с конфликтами, порождаемыми этим демоническим импульсом. Именно здесь рождается переживание того, что жизнь есть единство добра и зла, что не существует такой вещи, как чистое добро, и что если бы зло было невозможно, не было бы и добра. Жизнь состоит в достижении добра не в стороне от зла, а вопреки ему.

Отстаивание своих прав является не патологическим, но конструктивным выражением силы быть.

Если бы мы не знали, что нам суждено умереть, мы создали бы не больше, чем боги, прожигающие на горе Олимп свои бесконечные дни, унылую последовательность дней, оживляемую лишь случайными эротическими связями со смертными.

Мы часто слышим о "беспредельном потенциале" человека, и нас заклинают "реализовать" его в максимально возможной степени. Но при этом часто отсутствует признание того, что этот потенциал может быть использован только тогда, когда он воспринимается осознанием присущих ему пределов.

Мы обладаем бытием до тех пор, пока способны поглощать небытие в себе.

Обладая способностью воспринимать мир, человек, одновременно с этим, несёт ответственность за то, чтобы не закрывать глаза и не отворачиваться от опыта.

Невинность в качестве защиты от ответственности является препятствием для роста. Она избавляет нас от нового осознания, от сопричастности к страданию человечества, ровно как и к его счастью. Псевдоневинная личность закрыта и от того, и от другого.

Мы будем сталкиваться со вспышками насилия до тех пор, пока людям будет недоставать значимых переживаний. Каждому человеку необходимо чувство значимости, и если общество не может дать его человеку или хотя бы предоставить возможность стать значимым, то это чувство будет достигаться деструктивными способами. Нам предстоит найти те пути, которыми люди смогут достичь значимости и признания так, чтобы деструктивное насилие стало ненужным.


00:05 

Мой личный опыт обращения к тарологу.

Какое-то время назад я решила попробовать побыть в роли клиента и обратилась к тарологу за консультацией по достаточно важному для меня вопросу. Интересно было отследить реакцию на негативный прогноз из позиции клиента. И, вообще, сами чувства к тарологу из позиции клиента, т.к. обычно, если я нуждаюсь в раскладах, я делаю их себе самостоятельно. Но это был особый случай, случай-эксперимент, в ходе которого я сравнила переживания из позиции клиента с переживаниями из позиции таролога при выполнении им консультаций. Наблюдения были следующими:

1) Из позиции клиента: когда заказываешь расклад на что-то важное, очень ждешь. Проверяешь почту и находишься в напряжении. Действительно, чем быстрее, тем лучше. Оперативность очень важна, есть некое напряжение. Хотя, оно терпит, если ситуация не срочная.

Из позиции таролога: "Я понимаю, что Вы хотели бы побыстрее, но, знаете, у меня тут очередь - это раз, и я физически не смогу работать в неудобном для меня темпе - два".

2) Из позиции клиента: верить негативному прогнозу не хочется, срабатывает естественная защита. Хочется изменить стратегию поведения, ну и переразложить, перетрактовать. Хочется вопросы задавать. Не задаю, знаю свою специфику работы. Не было обговорено уточнение, значит, оно не было заложено в структуру расклада. Умом думаешь: "Поблагодарю человека, он мне на мой косяк указал, на мой дурной план с сомнительными последствиями". Эмоционально видишь ситуацию так: "План я реализую через иную стратегию, хочу сходить к кому-нибудь еще, а то второй раз жесть мне читать или слушать не хочется, так что в другой раз я схожу к кому-то другому, даже если сбудется". Проверять, сбудется или нет, не хочется. Хочется менять стратегию, и чтоб не сбылось.

Из позиции таролога: "Фух, наконец-то закончила эту сложную работу. Карты плохие выпали, жалко. Но хорошо, что предупредила человека. Видимо, это не его путь. О, "спасибо" пришло! Клиент жив, и с ним все в порядке! Нет-нет, второй раз на ту же проблему с теми же формулировками раскладывать нельзя, это неуважение к картам, карты - система мощная! Лучше уж попозже приходите или вопрос переформулируйте. Да-да, уточнить могу. Да что же у Вас все вопросы не по раскладу, почему Вы мне их перед раскладом не задали, обсуждали же все... Хорошо, могу второй расклад сделать на дополнительные вопросы и уточнение... Нет, ну Вы не расстраивайтесь, это же всего лишь наиболее возможная вероятность из Вашего конкретного запроса и момента "здесь и сейчас".

3) Из позиции клиента: наверное, тарологу я не понравилась, раз такую жесть написал.

Из позиции таролога: "Заказали консультацию таролога - разложила карты. Хотели правду - вот Вам она. Такая, какую вижу. Вне зависимости от моего отношения к Вам. Не готовы к ней - не заказывайте. Я тут для Вас несколько часов пыхтела, а Вы говорите - не понравились..."

4) Из позиции клиента: если благодаришь, то с трудом. Не потому что не благодарен. Для тебя очень ценно, что кто-то постарался, что-то для тебя сделал. Но тебе совсем не до того, если ты расстроен. И ты действительно расстраиваешься, если прогноз негативный (гораздо больше, чем если раскладываешь себе).

Из позиции таролога: "Эх, черт, опять без отзыва. Как же там мой клиент теперь? Спрашивать не буду, границы клиента - дело святое...".

5) Из позиции клиента: в голову лезет совсем шальная и дикая мысль: "А вдруг если бы я не обращалась, было бы все по-другому? Вот сейчас и человек ситуацию настроил по картам плохо, и я настроюсь плохо"...

Из позиции таролога: "Ребят, ну вы же сами в такие ситуации влезаете, я тут ни сном, ни духом. Моя интерпретация - всего лишь информация о возможностях, ни на что она не влияет. Она лишь проявляет для вашего понимания то, что и так есть на тонком плане возможностей, и предупреждает. А вы уж делайте, что хотите, флаг Вам в руки".

Исходя из моего опыта проведения таро-консультаций и опыта пребывания в шкуре клиента могу заключить, что правда-то на самом деле нужна немногим. За консультацией к тарологу часто обращаются люди в состоянии огромной тревоги, и большинству из них хотелось бы получить утешение. Хотелось бы услышать самый лучший прогноз ситуации. Однако, будучи честно исполняющим свои профессиональные обязанности тарологом, врать ты не можешь. Ты обязан читать карты так, как они выпадают, а не так, как хочет видеть ситуацию клиент. Без правды никак нельзя, а правда бывает крайне болезненной и тяжёлой. И чтобы быть готовым принять прямой ответ карт на вопрос, нужно всё-таки быть внутренне очень цельной и зрелой личностью, способной и готовой работать над собой и над улучшением своей ситуации, а проблемы воспринимать как жизненные испытания, данные нам для извлечения ценного опыта и развития.

Ccылка на статью: psykonsultacii.ru/moi_stati_i_publikacii/psikho...


URL
19:52 

В чём различия между психотерапией и гаданием на картах Таро?

1) Длительность работы. Рассмотрение той или иной проблемной ситуации с помощью карт Таро в среднем требует от одного до нескольких раскладов. После выполнения расклада я отправляю Вам готовый текст с детальным описанием того, как видят Вашу ситуацию карты, от чего они Вас предостерегают и какие действия советуют Вам предпринять. Далее Вы можете задать уточняющие вопросы по раскладу, если чего-то не поняли, после чего Вы самостоятельно работаете над полученной информацией. Карты Таро позволяют увидеть происходящее с Вами на тонком уровне и понять, какое значение имеют переживаемые Вами события в контексте Вашей судьбы. Также, карты Таро освещают возможности. С их помощью мы можем понять, какие возможности развития тех или иных событий заложены на тонком плане, т.е. какие события наиболее вероятны из настоящего положения дел и что Вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию или выбрать другой вариант будущего.

В отличии от консультаций по картам Таро, психологическая помощь занимает гораздо более длительное время. Полный курс психотерапии включает, по крайней мере, два года регулярной, еженедельной совместной работы психолога и клиента, в результате которой в личности последнего достигаются глубинные психологические изменения. Профессиональная этика запрещает в психотерапевтическом процессе давать клиенту готовые советы. Вместо этого психолог подводит клиента к такому осознанию собственных проблем, чтобы клиент мог сам принять необходимое ему решение. При этом психотерапевтическая работа включает постоянное сопровождение клиента психологом и постоянную психологическую поддержку, которая позволяет клиенту не только понять причины своих проблем (как это делают карты Таро), но и измениться в процессе терапии таким образом, чтобы перестать вовлекаться в такого рода проблемы.

Таким образом, на пути осознания причин проблем и их решения гадание на картах Таро является экпресс-помощью, которая диагностирует основные мешающие Вам "шероховатости" и даёт советы по их преодолению. Если же Вам необходимы глубинные и стойкие личностные изменения, сопровождаемые постоянной поддержкой профессионального психолога, Вам лучше обратиться за психотерапевтической помощью.

2) Интенсивность помощи. Заказывая расклад на картах Таро, вы получаете максимум насыщенной информации о том, в чём на тонком уровне состоят причины Ваших проблем и каковы дальнейшие перспективы их развития. Карты Таро нередко сообщают эту информацию достаточно резко, прямо и жёстко. Такая помощь рассчитана на людей, которые готовы к быстрому восприятию и самостоятельной переработке такой информации.

В психологической работе процесс осознания проблем и изменений идёт гораздо более мягко и постепенно, т.к. психотерапия предполагает раскрытие клиенту только тех интерпретаций происходящего с ним, к которым он готов. Кроме того, процесс трансформации в психотерапии сопровождается постоянной поддержкой профессионального психолога, благодаря чему Вы не остаётесь со своими проблемами и информацией о них наедине, а всегда можете опереться на грамотного специалиста.

Таким образом, если Вы готовы к получению чрезвычайно насыщенного и интенсивного осознания происходящего и достаточно дисциплинированы для самостоятельной работы над своими проблемами, можете смело обращаться за раскладом на картах Таро. Если же Вы чувствуете, что Ваши проблемы лежат в психологической плоскости, и Вам необходима серьёзная и глубинная работа по изменению себя и своего поведения в межличностных отношениях, без психотерапевтической помощи не обойтись.

3) Широта спектра охватываемых за консультацию проблем. В формате гадания на картах Таро возможно осветить лишь одну волнующую Вас проблему за расклад. Например, если Вас беспокоит тема работы, я подбираю для Вас специализированный на Вашей конкретной проблеме расклад, в котором рассматриваю исключительно Ваши проблемы на работе, но не касаюсь проблем в личных отношениях. Если же Вы хотите, помимо работы, рассмотреть проблемы в личной жизни, мне потребуется взять другую колоду и сделать отдельный расклад на другую волнующую Вас тему. Т.е. в случае, если Вы захотите получить от карт информацию о совершенно разных сферах жизни или по совершенно разным вопросам, одним раскладом дело не ограничится, т.к. в каждом гадании важно чётко сфокусироваться на конкретном вопросе. Чем конкретнее вопрос, тем конкретнее ответ карт.

Однако при оказании психологической помощи на каждом сеансе я работаю в контексте всех взаимосвязанных проблем клиента. На одной и той же психотерапевтической сессии мы можем обсудить и проблемы на работе, и проблемы в семейной жизни, и планы на будущее. Т.е. всё, что позволяет обсудить формат выделенного на сессию рабочего времени (1 час).

4) Формат работы. Консультации по картам Таро проводятся мной исключительно в удалённой, дистанционной форме. Заинтересованный в раскладе клиент связывается со мной по электронному адресу или форме заявки на сайте, даёт краткие данные о себе (имя, дата рождения, фотография) и о волнующей его ситуации, после чего я подбираю необходимый для освещения данной конкретной ситуации расклад, выполняю его на реальных картах, записываю результаты расклада и отправляю их клиенту в форме подробного письма. В зависимости от сложности расклада такая работа может длиться от 15 минут (простые и краткие ответы на вопросы) до 3 часов (сложные большие расклады), в связи с чем варьирует стоимость моих Таро-консультаций. Кроме того, гадание на картах Таро осуществляется мной исключительно исходя из острой проблематики клиента и не требует регулярного общения. Если у Вас есть острая проблема, Вы обращаетесь, если нет - в нашей с Вами работе может быть длительный перерыв до возникновения с Вашей стороны новой необходимости или желания обратиться за помощью.

Психологическая же работа требует регулярных встреч клиента и психолога, длительность которых составляет 1 час. Такие встречи проводятся раз или два раза в неделю (в зависимости от запроса и пожеланий клиента). Психотерапевтическая помощь проводится мной в скайп-формате или в очной форме. Временные, пространственные и финансовые рамки такой работы строго фиксированы (1 час консультации по скайпу стоит 1500 рублей, очно - 2000 рублей, включая аренду необходимого для терапии помещения; мы встречаемся в скайпе или в арендованном помещении раз или два раза в неделю в определённое заранее обговоренное время). Регулярность встреч и чёткость рамок психотерапевтического контакта необходимы для создания доверительной и безопасной для клиента терапевтической ситуации межличностного общения, в которой клиент обретает возможность посмотреть на себя со стороны и получить новый опыт позитивных, исцеляющих терапевтических отношений, который затем сможет перенести в свою жизнь и свои реальные отношения с другими людьми. Если в психотерапевтической работе царит хаос и отсутствует какая бы то ни было структура и регулярность, такая работа не может быть эффективной. Наиболее значительным терапевтическим воздействием обладают именно отношения между клиентом и психотерапевтом, которые, согласно профессиональной психологической этике, должны быть выстроены строго определённым образом.

5) Методы работы. Когда я делаю расклады на картах Таро, я являюсь лишь проводником и интерпретатором символов, через которые ко мне приходит запрашиваемая Вами информация. Чтобы ответить на Вас вопрос, я обращаюсь к духовной сфере богов или архетипов, которые сообщают мне необходимую информацию через используемый мной инструмент, т.е. через карты Таро. При выполнении раскладов по большей части я опираюсь на собственную интуицию и знание символики карт, т.е. эзотерическое знание, которое позволяет мне расшифровать и передать Вам содержание расклада.

Если же я работаю с Вами в качестве психолога и оказываю Вам именно психологическую помощь, в своей работе я опираюсь не на эзотерические, а на научные знания. Эзотерика и наука являются очень разными по специфике и методам, но одинаково полезными типами знаний. Эти типы знаний обычно не используются одновременно, т.к. применимы для разных целей. Если Вы хотели бы узнать кармические и относящиеся к тонкому плану причины Ваших проблем или узнать что-либо о прошлом и будущем, Вы можете обратиться за консультацией по картам Таро. Если же Вы испытываете трудности психологического характера (страдаете от депрессии или застенчивости, переживаете постоянные неудачи в построении отношений, мучаетесь от конфликтов и т.д.), Вам необходимо получить психотерапевтическую помощь.

Резюме. Психологические консультации и гадание на картах Таро относятся мной к совершенно разным типам услуг. Обращаясь ко мне за помощью, Вам необходимо прежде всего понять, чего Вы хотите и какая из данных услуг для Вас важнее. Если Вы сомневаетесь, Вы можете описать мне свою ситуацию, и я подскажу, какой из типов оказываемой мной помощи будет для Вас наиболее оптимальным.

Если Вам нужен мощный толчок к изменениям, и Вы готовы самостоятельно работать над собой, смело обращайтесь за раскладами на картах Таро. Если же Вы хотели бы глубинных и устойчивых психологических изменений Вашей личности, которые изменили бы Вашу жизнь, Вам не обойтись без длительной, тонкой и кропотливой психотерапевтической работы.

Ссылка на статью: psykonsultacii.ru/taro-konsultacii/razlichija_m...


URL
16:57 

Как распознать нарцисса?

Практически каждому из нас приходилось сталкиваться с особым типом людей, которые отличаются чрезмерным эгоцентризмом, внутренней эмоциональной пустотой и тенденцией к эксплуатации других. Нередко таких людей называют "энергетическими вампирами" из-за их склонности высасывать все эмоциональные соки из тех, с кем они имеют дело. В психологии этот тип людей именуется "нарциссами".

Несомненно, в каждом из нас могут присутствовать некоторые нарциссические черты, как и черты других типов характера. Однако нарциссическая структура характера или нарциссический тип личности подразумевает наличие именно совокупности и высокой степени выраженности нарциссических черт.

Какие же это черты или как распознать нарцисса?

Страдающая нарциссизмом личность характеризуется следующими психологическими особенностями.

1) Чрезмерная до щепетильности требовательность к себе и к другим. Если на Вашем пути встретился нарцисс, будьте готовы к тому, что в первую очередь он подойдёт к Вам со своей оценочной шкалой, сверит Вашу личность с образом своего идеального друга или партнёра и вынесет вердикт о том, достойны ли Вы внимания Его Величества. Скорее всего, нарцисс будет оценивать Вас по неким внешним успехам или качествам (положение в обществе, уровень образования или достатка, внешняя красота, какие бы то ни было таланты или способности, за счёт близости к которым в будущем он сможет подчеркнуть свою исключительность в глазах других людей). Он выбирает друзей, собеседников и партнёров, как удачное зеркало, в котором он смог бы наилучшим образом отразиться. Не как личность, не как человека, а как предмет своего интерьера или гардероба. Люди, с которыми он близко общается, должны быть достаточно хороши для того, чтобы сверкать на их фоне, но в то же время должны находиться в его тени, на вторых ролях и не должны перекрывать его собственное величие. Они должны быть тактичными и хорошими слушителями, чтобы подкреплять его представления о своём грандиозном "я" и не дай бог не свергнуть его с "пьедестала".

2) Идеализация-обесценивание. Если первый этап знакомства был пройден успешно, и нарцисс заинтересовался Вами, следующим шагом с его стороны будет идеализация Вас. Он веером раскроет перед Вами все свои истинные и преувеличенные успехи и достоинства, после чего начнёт идеализировать Вашу персону весьма специфическим образом. Идеализация нарцисса всегда отличается сравнением. Чтобы показать Вам, как Вы хороши для него, он будет сравнивать Вас с другими людьми (на первых порах общения - в Вашу пользу) и всячески подчёркивать исключительность Вашей личности, из-за которой он избрал Вас в качестве объекта своего внимания. Не спешите радоваться и расслабляться, если Вы попали под лучи такой идеализации, т.к. обратной её стороной является обесценивание, которому рано или поздно подвергается каждый, кто сближается с нарциссом. Нарциссическое обесценивание может выражаться в перечёркивании Ваших ценностей (деятельности, увлечений, идеалов, целей) или подчёркнутой попытке снижения нарциссом их значимости. Находясь рядом с нарциссом и воспринимая его манипуляции всерьёз, можно искренне поверить в то, что с Вашей личностью постоянно что-то "не так" (начиная от внешности и заканчивая душевными качествами). Причины такого обесценивания кроются в крайней нетерпимости нарциссических личностей как к слабостям других людей, так и к межличностным различиям в контакте, т.е. к какому бы то ни было проявлению жизни, свободы и спонтанности в другом человеке. Нарцисс глубоко страдает от переживаемого им чувства собственной ничтожности, компесацией которого является его грандиозное самовозвышение через обесценивание других людей. Обесценивая важное и значимое для Вас, он бессознательно стремится ввергнуть Вас в пучину переживаемой им пустоты, надеясь таким образом избавиться от своего собственного страдания.

3) Поглощённость стремлением к успеху, власти и социальному признанию, сопровождаемая демонстрацией собственного превосходства над другими людьми, грандиозности, исключительности и неуязвимости. Главной темой общения с нарциссами, конечно же, является их собственная "блистательная" персона, говорить о которой они могут бесконечно. Основной целью таких "увлекательных" бесед является поиск нарциссом отражения собственной идентичности, комплиментов и восхищения. Такие люди не переносят какой-либо серьёзной конструктивной критики в свой адрес, несмотря на то, что постоянно критикуют других. Даже самые вежливые и тонкие намёки на слабости нарцисса переносятся им крайне мучительно и болезненно. За собственные "слабости" нарцисс склонен выдавать те черты, развивать которые в себе он считает ниже своего достоинства. Истинные же слабости собственной личности всячески отвергаются нарциссом с помощью взращивания маски безупречности, обратной стороной которой является нестерпимое и скрываемое даже от себя чувство стыда за собственную "плохость". Если Вы "отражаете" нарцисса не так, как он хотел бы, внезапно "отзеркаливаете" ему его недостатки или слабые стороны, будьте готовы к защитной агрессии. Такие люди настолько не переносят в себе беспомощного, жалкого и загнанного ребёнка, что любая критика извне воспринимается ими как крайне болезненный укол, от которого срочно нужно спасаться защитной агрессией или прерыванием контакта. Признать собственную неправоту для нарцисса мучительно больно. Выдвигая к себе высочайшие и строжайшие требования, нарциссическая личность пытается защитить себя от критики других людей, которая переживается ей куда тяжелее собственной.

4) Отсутствие или выраженное снижение способности к чуткости, проявлению человеческого тепла и сопереживанию. Нарциссы - люди очень холодные и обделённые способностью сочувствовать другим. Главный интерес таких людей вертится вокруг созданного ими идеального образа своего особенного, исключительного "я", его подтверждения и признания. Окружающие интересуют их лишь постольку, поскольку они могут отражать это "я" или выступать в качестве "свиты" нарцисса, его "эхо". Если с Вами случилось нечто серьёзное, что внезапно сделало Вас плохим "эхо" или "мутным зеркалом" для нарцисса, возможно, он и окажет Вам со своего барского плеча какую-то помощь. Однако в повседневном общении с нарциссом чётко переживается отсутствие интереса к глубинным потребностям души собеседника и пустота контакта нарцисса с другим человеком. Этот контакт наполняется либо нескончаемыми разговорами нарциссической личности о себе, либо внезапно пустеет, становясь выхолощенным, поверхностным и безжизненным. Таким образом, достаточно типичным признаком того, что Вы контактируете с нарциссом, является переживание серой и скучной пустоты рядом с ним вместо тепла, которое обычно возникает между людьми в процессе близкого общения.

Главной трагедией нарцисса является его неспособность любить, т.е. неспособность к подлинному и глубокому интересу к другому человеку без желания его использовать. Причиной этого является болезненная озабоченность нарциссической личности собственной персоной. Вся психическая энергия такого человека обращена на себя и направлена на удовлетворение исключительно собственных нужд, в результате чего для кого-то другого в его душе просто не остаётся места. Кроме того, нарцисс не может принимать себя и другого человека таким, какой он есть, что является необходимым условием здоровой и зрелой любви как к себе, так и к другим. Из-за такого отношения к другим людям нарцисс склонен либо обзаводиться "свитой", которую со временем он перестаёт уважать из-за постоянного обесценивания, либо оставаться в одиночестве из-за разрушаемых им раз за разом отношений. Как правило, до установления или после разрушения отношений нарцисса со значимым для него объектом на первый план выступает его идеализация, тогда как в процессе непосредственного взаимодействия с ним нарциссическая личность всячески обесценивает его, идеализируя кого-то другого.

Ссылка на статью: psykonsultacii.ru/moi_stati_i_publikacii/psikho...


URL
00:40 

Ирвин Ялом "Экзистенциальная психотерапия", цитаты

13:56 

Эрих Нойман "Искусство и время", цитаты

00:21 

Избранное.

00:36 

К.Г. Юнг "Душа и миф. Шесть архетипов". Цитаты.

Однажды с невыского холма на восточноафриканской равнине Ати я наблюдал за громадным стадом диких животных, пасущихся в беззвучной тиши, как это бывало с незапамятных времен, и только легкий ветер первобытного мира касался их. Тогда я почувствовал себя первым человеком, первым творением, созданным для того, чтобы знать, что всё это существует. Весь мир вокруг меня находился ещё в первобытном состоянии, он не знал, что он есть. И как только я осознал это, мир начал существовать; не будь того момента, этого бы никогда не случилось. Природа в ее целом ищет эту цель и находит ее осуществлённой в человеке, но только в высоко развитом и полностью сознательном человеке. И так обогащает мир каждое, даже самое малое продвижение вперёд по этому пути осознавания.

Я далек от того, чтобы преуменьшать божественный дар разума, эту наивысшую способность человека. Но в роли абсолютного тирана он лишён смысла - так же, как свет в мире, в котором не существует темноты. Рациональный разум служит противовесом иррациональному, а то, что планируется и становится целью, - тому, что существует.

Ничто не может существовать без своей противоположности: двое были одним в начале и вновь будут одним в конце. Сознание может существовать только через постоянное признание бессознательного, подобному тому, как всё то, что живёт, должно пройти через множество смертей.

Раздуть конфликт - это люциферова добродетель в точном значении слова. Конфликт порождает огонь, огонь аффектов и эмоций, и как всякий другой огонь, этот имеет две стороны: он сжигает и одновременно даёт свет. Эмоция, с одной стороны, является алхимическим огнём, чье тепло приводит все к существованию и ее жар превращает всякую избыточность в пепел. Но, с другой стороны, эмоции - это миг, когда сталь сталкивается с кремнием, благодаря чему высекается искра, ибо эмоции - это основной источник сознания. Без эмоций нет движения от тьмы к свету или от инерции к движению.

Наконец, следовало бы отметить, что большая женская тайна заключается в пустоте. Это что-то абсолютно чуждое мужчине; бездна, неизмеримые глубины, сильное желание. Эта пустота вызывает жалость в его сердце (здесь я говорю как мужчина), и невольно возникает искушение сказать, что в этом-то и заключается вся "таинственность" женщины. Такая женщина - сама судьба. Мужчина может сказать, что ему в ней нравится, он может быть за или против или и то, и другое одновременно, но, в конце концов, он падает с чувством бессмысленного счастья в эту бездну, а если нет, то он упускает свой единственный шанс стать мужчиной.

Как мы знаем, реальное преодоление комплекса возможно только через полное его изживание. Другими словами, для того, чтобы двигаться дальше, мы должны испить чашу до дна, не отводя взор от того, что вследствие наших комплексов мы старались не замечать.

Совершенно невозможно понять, как "опыт" в самом широком смысле или, коли на то пошло, как нечто психическое может происходить исключительно из внешнего мира. Душа - это часть сокровенной тайны жизни и, как всякий организм, она обладает своей особенной структурой и формой. И вопрос о "происхождении" этой психической структуры и её элементов, т.е. архетипов, как таковой является метафизическим и поэтому не может получить ответа. Структура - это что-то данное, предпосылка, которую в каждом случае мы находим, как уже присутствующую. Это мать, матрица, то есть форма, в которую вливается весь опыт. С другой стороны, отец представляет собой динамизм архетипа, так как последний состоит как из формы, так и из энергии.

В группе у человека может появиться смелость, выдержка, чувство собственного достоинства, которые легко могут исчезнуть в изоляции. Группа может пробудить в нём воспоминания, в которых он чувствует себя человеком среди людей. Но не исключается также добавление чего-либо ещё, чем человек сам по себе не обладал. Такие незаслуженные подарки могут придавать особое настроение моменту, что подарок этот станет потерей, так как человеческая природа имеет плохую привычку принимать подарки как сами собой разумеющиеся. В нужде мы требуем их как своё право, вместо того, чтобы сделать усилие и добыть их самим. К сожалению, это сплошь и рядом проявляется в склонности требовать всё от государства, не учитывая при этом, что государство состоит из таких же самых людей, предъявляющих требования. Логическое развитие этой тенденции ведёт к коммунизму, где каждый человек порабощает общество, а последнее представляется диктатором и рабовладельцем. Все первобытные племена, характеризовавшиеся коммунистическим строем, также имели над собой вождя, пользовавшегося неограниченной властью. Коммунистическое государство является не чем иным, как абсолютной монархией, в которой нет подданных, а есть только рабы.

А в элевсинский эпитафии читаем: "Благие боги открыли поистине величайшую тайну - смерть приходит к людям не как проклятие, но как благо".

Будучи спонтанным и наивным продуктом души, сказка наилучшим образом выражает, что же есть душа в действительности.

Между числами "три" и "четыре" существует первичная оппозция мужского и женского, но при этом четверичность является символом целостности, а троичность таковой не является. Последняя, в соответствии с алхимией, обозначает полярность, ибо одна триада всегда предполагает наличие другой: высокое предполагает низкое, свет - тьму, добро - зло. Выражаясь в энергетических терминах, полярность обозначает потенциал; а там, где есть потенциал, существует и возможность целого потока событий, так как противоположности стремятся к сбалансированности.

Человеческое чувство пропорции, его рациональное представление о большом и малом очень антропоморфно, оно теряет свою значимость не только в сфере физических явлений, но и в тех частях коллективного бессознательного, которые находятся за пределами специфически человеческого. Атман "меньше малого и больше большого", он ростом "с пальчик", но "покрывает мир на высоте двух ладоней". О кабирах Гете говорит "малы, да удалы". Так же и архетип мудрого старика очень мал, почти незаметен, однако он обладает роковой силой, и это можно увидеть при основательном исследовании этих вещей. Это общая особенность для архтипов и для атомного мира, как явствует из следующего: чем глубже исследователь погружается во вселенную метафизики, тем более опустошительными становятся сокрытые там взрывные силы.

Когда жизнь человека достигает апогея, когда бутон раскрывается и из меньшего появляется большее, тогда, как сказал Ницше "Один стновится Двумя", и великая личность, которой человек всегда был, но которая оставалась невидимой, является меньшей личности с силой откровения. И тот, кто действительно безнадёжно мал, будет всегда доводить это откровение той (большей) - до уровня своей ограниченности. И никогда не поймёт, что настал день задуматься над своей незначительностью. Но внутренне богатый человек знает, что давно ожидаемый им друг его души - бессмертный друг - уже действительно пришёл, чтобы "пленить плен", т.е. овладеть тем, кто всегда ограничивал и держал его взаперти, как узника, для того, чтобы дать его жизни возможность влиться в эту возвышенную жизнь - момент чрезвычайно рискованный!

По моему мнению, душа является самым потрясающим фактом человеческой жизни, воистину, она мать всех человеческих фактов, мать цивилизации и её разрушительности - войны. Все это поначалу является психическим и незримым. Поскольку это "только" психическое, его нельзя проверить органами чувств, однако неоспоримо, что оно существует реально. Тот простой факт, что люди говорят о ворождении, и вообще, что такое понятие существует, означает, что обозначаемый им комплекс психического опыта должен существовать на самом деле. Каким является этот опыт, мы можем заключить только из высказываний о нём.

Если нами овладевает некая пришедшая извне великая идея, мы должны понимать, что она овладевает нами только потому, что нечто в нас самих соответствует ей и идёт ей навстречу. Богатство сознания состоит в ментальной восприимчивости, а не в накоплении приобретений. Всё, что приходит к нам извне и даже всё, что берёт начало изнутри, может стать нашем собственным только тогда, когда мы одарены внутренней полнотой, адекватной поступающему содержанию. Действительный рост личности означает осознание развития, начало которого кроется во внутренних причинах. Без психической глубины мы никогда не сможем адекватно разобраться в важности нашего предмета. Поэтому совершенно верно было сказано, что человек растёт вместе с величием своих задач. Но он должен иметь способность к росту и внутри себя. В противном случае, даже самое сложное задание не принесёт ему пользы. Скорее, он просто будет раздавлен им.


13:15 

Историческое значение дружбы и разрыва между Фрейдом и Юнгом

 

«Плохо отплачивает тот учителю, кто навсегда остается только учеником»
Фридрих Ницше

Невозможно представить современную психологию без имен таких её столпов, как Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг. Каждый из них по-своему внёс неоценимый культурный вклад в знания человечества о бессознательном, по-своему обогатил психологическую науку и смежные с ней области гуманитарного знания и расширил, вывел на качественно новый уровень коллективное самосознание.

Встреча Фрейда и Юнга, как выдающихся научных деятелей своего времени, была неизбежной. Если исходить из причинно-следственного детерминизма психоанализа и воспоминаний К.Г. Юнга, начало их дружбы знаменует собой экзистенциальную, архетипическую встречу потерявших друг друга отца и сына. Фрейд выступает в этих отношениях в роли отца, первопроходца в области психологии бессознательного (первого человека, которому удалось четко и структурированно сформулировать и применить свои идеи о бессознательном в психотерапевтической практике), а Юнг - в роли сына, которому в этих отношениях была уготована роль научного наследника, продолжателя цепи развития психоанализа, однако, который осмелился, несмотря на очевидный риск для поддержания значимых для него взаимоотношений, свернуть с проторенного для него личностью Фрейда пути и сделать выбор в пользу реализации собственного исключительно уникального предназначения...

Фрейд надеялся увидеть в Юнге своего верного спутника и последователя дела, которому он самозабвенно отдал всю свою жизнь, Юнг же, будучи молодым, но уже известным и щедро одаренным талантами специалистом, нуждался в более старшем и опытном наставнике, который смог бы передать ему свои знания, идеи и свой опыт для последующего переосмысления и интеграции. В столь тесных отношениях закономерен процесс сепарации, следующий за энтузиастическим периодом слияния в совместном пути, ведь каждой личности имманентно присуще стремление к индивидуации, которая невозможна без процесса отделения яблок от яблони, детей - от родителей и учеников - от учителей. Несмотря на окрашенность их отношений переносом, в них, помимо детско-родительского и исторического контекстов, выступает и глубокий духовный смысл. Они встретились, как две родственные души, объединенные общими научными интересами, преданностью психологическому делу и стремящиеся мировоззренчески обогатить друг друга. У каждого из этих выдающихся деятелей психологии была своя история, заложившая предпосылки столь колоссальной разницы в их концепциях. В этой трансформирующей и столь значимой для истории психоанализа, аналитической психологии и мировой психологии, в целом, встрече с самого начала можно было заметить зачатки разрыва, как в каждом восходе виднеется закат, а в каждом начале заложен конец.

Зигмунд Фрейд родился и вырос в многодетной и бедной еврейской семье. Родители Зигмунда очень старались дать сыну хорошее образование, создавали все возможные условия для развития его способностей и успешного обучения, выделяя его среди других своих детей. Решение Зигмунда применить свои таланты в области медицины было отчасти обусловлено его социальными ограничениями (что, впрочем, в смысловом контексте совпадает с материалистической мотивацией Юнга поступить на медицинский факультет, чтобы получать достаточно высокую стипендию деда). В некотором смысле, можно сказать, что профессиональные пути Фрейда и Юнга выходят из одной точки: обоим были предоставлены максимально благоприятные условия для развития интеллектуальных способностей в детстве и юности, оба мечтали реализоваться в области археологии (что, возможно, и явилось одной из бессознательных предпосылок их будущего профессионального становления в психологии бессознательного, в котором также необходимы раскопки, но на другом уровне и в другой плоскости), оба поступили на медицинский факультет без ярко выраженной мотивации заниматься медициной, а исходя из материалистических соображений и соображений социальной адаптации. (Любопытно отметить, что Гёте, внебрачный сын которого являлся дедом Юнга, согласно одному из внутрисемейных мифов Юнгов, повлиял и на окончательное решение выбора медицинской профессии Фрейда, услышавшего, как на одной из лекций профессор читает эссе мыслителя под названием «Природа».) Однако Фрейд видел свою профессиональную действительность сквозь призму выработанного в течение жизни и медицинского обучения материализма, главным образом полагаясь в своей деятельности на логику и эмпирический фундамент, в отличие от Юнга, история жизни которого, начиная как с глубоких родовых корней, так и с его рождения, была пронизана мистицизмом и духовностью.

Юнг воспитывался в семье, предоставившей ему гораздо больше материальных возможностей и возможностей для уединения, чем Фрейду. Его отец был пастором, посвятившим жизнь служению Богу и обладавшим тонкой, но консервативной внутренней духовностью, которая отчетливо проступает на его лице при внимательном изучении его фотографий. Мать же, в противоположность отцу, была очень сильной и заземленной женщиной, обладающей экстрасенсорными способностями и умеющей устанавливать связь с духами предков. Юнг вырос в атмосфере противоречивой духовности, что повлияло на становление его личности и привело его к самостоятельным духовным поискам в попытках разрешить внутрисемейное духовное противоречие, а в итоге вывело его на тропинку качественно нового, глубоко личного духовного пути. Юнг был многосторонне одаренным человеком, унаследовавшим от матери ее мистические способности и интуитивное восприятие мира. Эти предпосылки и привели к тому, что Юнгу, в отличие от Фрейда, полностью нашедшего себя во врачебной практике, не хватало связующего звена между естественнонаучным и эзотерическим знаниями, которое он впоследствии обнаружил в психиатрии. Мировоззрение Юнга, благодаря тому, что его корни уходят в философию и оккультизм, обладало большей целостностью, сложностью и многогранностью, чем мировоззрение Фрейда, избравшего для себя исключительно узкую, материалистическую, одностороннюю, фрагментарную область знаний и сферу деятельности, что в дальнейшем повлияло на формирование диаметрально различающихся подходов - психоанализа (анализирующей, «разбирающей» психологии) и психосинтеза (аналитико-синтетической, «собирающей» психологии), сходство которых заключается в аналогично признаваемой обоими этими подходами важностью бессознательного материала, рассматриваемого ими, однако, с акцентированием внимания на разных его пластах (фрейдистский подход сфокусирован на плоскости личного бессознательного, юнгианский же - на плоскости коллективного бессознательного).

Мировоззренческая разница между двумя этими великими психологами, с одной стороны, привела к противоположным, но дополняющим друг друга на начальных этапах их общения взглядах на контекст, подход, методы и цели терапевтического процесса, но с другой стороны, явилась основной возникшего между ними методологического конфликта.

Фрейд в своём подходе к психотерапии ограничивался такими земными целями, как умение любить и работать, что актуально для адаптации к социальной среде, требуемой от человека в первой половине жизни. Юнг же видел процесс и критерии личностного развития гораздо глубже и шире, стремясь в своей деятельности к достижению наивысшей самоцели человеческого существования - индивидуации, раскрытию истинной Самости, что становится более актуальным для человека во второй половине жизни, когда уже пройден этап социальной адаптации, получены определенные успехи деятельности, в которую он вкладывал себя, а философские, вечные, духовные вопросы приобретают особую значимость и остроту.

Необходимо также отметить, что в подходе Фрейда, при всей его самоотверженности в работе, обнаруживается гораздо больше страха перед личностным контактом пациента и врача, подлинной человеческой близостью, чем в подходе Юнга, что выражается в строго и четко выверенной дистанции между психотерапевтом и клиентом в психоанализе, а также в усилиях психоаналитического терапевта, направленных на то, чтобы оставаться чистой доской для проекций клиента.. Возможно, этот страх перед истинной близостью и побуждал Фрейда нарциссически выстраивать поверхностные отношения со своими последователями путем усилий, направленных на популяризацию своей теории (существует предположение, что одним из способов популяризации Фрейдом его открытий явилось преувеличение им агрессивной реакции социума на его идеи; также, изучая историю психоанализа, трудно не обратить внимание на тот факт, что для Фрейда было внутренне приемлемо присваивать себе чужие идеи ради поддержания своего социального статуса, как, например, присвоение идеи существования в психике «влечения к смерти» наряду с «влечением к жизни», принадлежавшей Сабине Шпильрейн).

Карл Густав Юнг же в своей работе отметал готовые шаблоны, с уважительным трепетом относился к первоисточникам, творчески перерабатывая их, но не присваивая себе их авторство, и, в отличие от Фрейда, не стремился собрать вокруг себя публику поклонников и последователей, предпочитая выстраивать уникальный рабочий процесс с каждым из клиентов и утверждая: «Я - Юнг, а не юнгианец». Диаметрально противоположное отношение Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга к славе явилось одной из внешних причин их разрыва. Фрейд абсолютизировал свою теорию, ревностно относясь к каждому из её положений и не допуская никаких отклонений от неё. Его рьяное отстаивание изначальных, ригидных идей созданной им теории и строго избирательное отношение к выбору учеников и последователей привели к тому, что созданная им идея замкнулась сама в себе, закрылась для притоков свежего воздуха, дальнейшего развертывания и роста в рамках руководимого им общества последователей. Для Фрейда его идеи оказались выше того, ради чего они создавались, т.е. Человека в его многогранности и уникальности. Он пытался уложить в прокрустово ложе своих идей как своих пациентов, так и учеников, включая Юнга. Закономерным явилось множество конфликтов внутри его психологического общества, а также последующий откол многих его учеников от ортодоксального психоанализа, ведь хаосу в закрытых системах свойственно нарастать, а в учениках заложено естественное творческое стремление модифицировать, творчески видоизменить полученное ими знание и перерасти своих учителей, ведь каждой уникальной личности, по-своему воспринимающей мир, предназначено внести в общее человеческое знание нечто новое и неповторимое. Карл Густав Юнг, напротив, поощрял новые идеи и предложения, исходящие от его учеников, способствовал процессу становления индивидуального мировоззрения и подхода к работе каждого из них (вероятно, изначально гуманистически ориентированное восприятие людей Юнгом было обострено и усилено вынужденным разрывом с его тоталитарно и диктаторски настроенным в отношении собственных идей наставником, что и привело к подчеркнутому поощрению им свободолюбия и порывов творчества в своих учениках, а в дальнейшем сформировало человеколюбивую, теплую и благоприятную для индивидуального развития каждого из членов атмосферу юнгианского сообщества). Он гуманно, понимающе и с принятием относился к нововведениям и творчеству, считая, что чрезмерное давление как в процессе психотерапевтической практики, так и в учебном процессе препятствует процессу индивидуации, который являлся ядром его аналитической концепции. Обладая широкой эрудицией в области философии, культурологии, социологии, оккультизма Карл Густав Юнг не мог ограничиваться в своем подходе к человеку исключительно рассмотрением его индивидуального, личного бессознательного. Он стремился познать и понять влияние культурно-исторического наследия человечества на каждую личность. Юнг не стремился к активной популяризации своей теории, что подтверждается тем, что в ответ на просьбы изложить свои идеи в доступной для понимания большинства людей форме он отвечал отказом до тех пор, пока не увидел сон, побуждающий его к распространению собственных открытий и воззрений на человеческую природу, т.е. до тех пор, пока не почувствовал в этом особый смысл для развития человечества (в противовес Фрейду, который был гораздо более заинтересован в своей личной славе и в своём общественном положении, чем в дальнейшем развитии научной психологии).

Именно в этом напряженном и поначалу восторженном столкновении противоположных личностей с противоположными мировоззрениями и ценностями, но объединенных общим интересом к содержанию человеческой психики и, в частности, ее бессознательного пласта, и было суждено родиться новому направлению психологии - юнгианскому анализу, которое дополнило и продолжает дополнять по сей день, раскрывая широкие перспективы как для развития отдельных личностей, так и для развития человечества, в целом, оставшиеся пустыми в ортодоксальной психоаналитической школе слои знания о человеческой природе. Именно это столкновение двух противоположностей и побудило каждую из его противоборствующих сторон к глубокому внутреннему процессу осознания, анализа, переосмысления и синтеза собственных взглядов. Именно благодаря ему каждая из этих одаренных личностей смогла в полной степени осознать и раскрыть несравнимое в качественном, феноменологическом смысле с какими-либо другими величие собственных идей, имеющих реформаторское значение для общества и культуры, противоположных, но дополняющих друг друга в своей уникальности.

 

Список использованной литературы:

1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М.: Эксмо-Пресс, 2010.
2. Эткинд А. М. Эрос невозможного. История психоанализа в России. - М.: "Гнозис, Прогресс-Комплекс", 1994.
3. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. - Мн.: ООО «Харвест», 2003.
4. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного. - М.: Когито-Центр, 2010.
5. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.
6. Юнг К.Г. Человек и его символы. - М. Медков С.Б., «Серебряные нити», 2008.


главная